С початками — на базар

Корреспондент «Р» изучил тонкости нелегального рынка торговли сезонным продуктом
Сентябрь – время продавать кукурузу. Бабушки торгуют ею на каждом углу, причем не только в столице. И ведь понятно, что початки не со своих приусадебных участков. Будем смотреть правде в глаза: чаще всего они позаимствованы с поля какого-нибудь СПК. Насколько легко заработать таким нечестным путем, я и решил проверить…
…За кукурузой отправился на электричке на станцию «Красное знамя» у Смолевичей, в часе езды от Минска. Далеко, но, что поделаешь, полей с вожделенными початками вблизи столицы я не знал.
На станции у человека интересуюсь, где кукуруза. Оказалось, ближе всего поле СПК «Плисский».
— Пройдете по рельсам с полкилометра назад, перейдете пути, и будет вам столько кукурузы, что хоть комбайном коси. Только я вам этого не говорил, — подмигнув, охотно рассказал загорелый мужичок.
— Давайте я вас провожу, — вызвалась женщина, проходившая рядом. – Кукурузу на рынке продавать собираетесь? По сколько идет? По триста штука? Ну так вы слишком маленькую сумку с собой взяли. В нее совсем мало початков поместится. Это если кто на машине – вот тогда и выгода будет.
— Да я только попробовать, в первый раз, — оправдывался я.
Распрощавшись с женщиной, перехожу через рельсы. И надо же! Не зря говорят, что нынешняя осень урожайная на грибы. Не доходя до кукурузного поля, наталкиваюсь на семейство подберезовиков.
А дальше настало время кукурузы. Смело выхожу в поле и, отчаянно хрустя стеблями, начинаю терзать початки. Иногда, впрочем, останавливаюсь и прислушиваюсь. Но нет — никого.
До меня здесь уже были. И не раз. Окраина кукурузного поля испещрена ходами, валяются сорванные початки и листья.
Через полчаса и моя сумка наполнилась 25 початками. А еще через час я был в Минске и чистил их от листьев…
…Торговать я вышел в тот же день в 16.30. Самое время, скоро люди начнут возвращаться с работы. Место выбрал недалеко от редакции газеты, на улице Я. Коласа у пересечения с Белинского. Здесь постоянно по вечерам на той стороне, где стоят цветочные киоски, открывается нелегальный базарчик.
Правда, вместе с многочисленными бабушками полчаса пришлось переждать на другой стороне улицы: у киосков постоянно дежурили милиционеры.
— Примерно в пять они уходят и возвращаются только к восьми. Тогда и пойдем, — сказали мне.
— Что, у них в это время пересменка? – поинтересовался я.
— А кто знает. Но почему-то это повторяется каждый день.
Пару раз милиционеры куда-то исчезали, иные бабушки с клунками тут же делали рейд на ту сторону, но через минуту стражи порядка снова появлялись на горизонте, и бабушки бежали через дорогу назад.
— Фальстарт? – улыбался я.
— И когда ж они уйдут, болезные? – нервничали бабушки.
Но наконец долгожданное время пришло. Тут же другая сторона улицы превратилась в мини-базар. Человек 40 выстроились у киосков один за одним. Здесь были и цветы, и грибы, и кукуруза. Одна женщина продавала стельки.
Присел и я, разложив свой товар: 8 подберезовиков и 25 початков кукурузы. И верите ли – за час продал весь товар! Вначале «ушли» грибы. Их приобрела за три тысячи семья, скупавшая все подберезовики на нашем базарчике.
Затем четыре человека с промежутком минут в 10 раскупили и всю мою кукурузу. Цену ей я назначил такую же, как и остальные кукурузники на базарчике – 200 рублей за початок.
В итоге в мой карман перекочевало 7.600 рублей. Неплохо для дебюта! А ведь если б еще знать кукурузные поля вблизи Минска…
...Позвонил в СПК «Плисский», на поле которого «позаимствовал» проданную кукурузу.
— А ведь мы могли вас там и подловить, — рассказали сотрудники после моего признания. – Объезжаем поля по 3—4 раза в день, а ночью работает добровольная дружина. Нескольких любителей дармовщинки уже поймали. Ограничиваемся, правда, устными выговорами, пристыживаем, а кукурузу на корм скоту отправляем.
— Так это у вас кормовая кукуруза? Господи, чем же я это людей накормил?
— Не беспокойтесь, кормовая кукуруза не повредит ни животным, ни человеку.
— А убытки от кукурузных воров у вас большие?
— Нет, у нас ведь сельский район, у людей свои подсобные хозяйства. Это, наверное, рядом с большими городами мешками кукурузу крадут. А у нас так, по 10—15 початков. К тому же в этом году наша кукуруза растет в основном в труднодоступных, удаленных от дорог местах.
— Скажите, а вы претензий ко мне иметь не будете? По судам не затаскаете? Мне вам, наверное, нужно деньги возвратить?
— О чем вы говорите! Конечно, не надо. Приезжайте к нам еще. Только уже не по такому поводу, конечно…
Кстати
Что грозит кукурузному вору?
— Есть две статьи Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, — рассказал мне Сергей Шестак, заместитель начальника управления профилактики ГУВД Мингорисполкома. — Во-первых, это статья 51 «Мелкое хищение имущества». В соответствии с ней кража у юрлица в незначительных количествах, то есть на сумму не более 10 базовых величин, наказывается штрафом до 10 базовых величин или исправительными работами на срок до 2 месяцев с удержанием 20 процентов заработка. И во-вторых, статья 148 «Торговля в неустановленных местах». В соответствии с ней при продаже с рук на улицах, площадях, в подъездах и так далее предусмотрено наказание в виде штрафа до 2 базовых величин с конфискацией предметов торговли.
На снимке: купите кукурузу у бедного студента!