Беларусь может «разбалансировать» углеродный рынок?

Вера АРТЕАГА, «Р»

Глобальное изменение климата называется сегодня самой серьезной угрозой, когда-либо стоявшей перед человечеством. Это подтверждается в озвученном недавно в Испании докладе межправительственной комиссии ООН по климатическим изменениям. Прогноз комиссии неутешителен: если не предпринять мер, уже к 2030 году объем вредных выбросов увеличится до 90 %, а среднегодовая температура воздуха повысится на 0,2 °С, что повлечет за собой резкое увеличение числа наводнений, засух и ураганов. А к концу века средняя температура на планете может подняться на 6,4 °С. Это грозит вымиранием почти трети видов всех растений и животных на планете… Остановить процесс, который, кстати, связывается с возросшими выбросами парниковых газов, можно лишь сообща. Над этим работают стороны Киотского протокола, в том числе и Беларусь. А в самое ближайшее время эти вопросы будут обсуждаться на 3-й встрече сторон протокола, которая пройдет в Бали в рамках 13-й конференции сторон Рамочной конвенции по изменению климата. 

Отмечу, что Беларусь, будучи стороной Киотского протокола весьма непродолжительное время, формальностями не ограничивается и уже успела внести вклад в общее дело: благодаря государственной политике и ряду мероприятий у нас выбросы парниковых газов при значительном росте промышленности, энергетики, сельского хозяйства практически не увеличились. Все возможное в этом направлении, по словам первого заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александра Апацкого, будет делаться и в будущем. 

Подводя итог проделанной в стране работе в рамках обязательств по Киотскому протоколу, который был подписан нашим государством в августе 2005 года, он отметил: в Беларуси на данный момент созданы практически все условия для реализации механизмов Киотского протокола. Речь о подготовке необходимых специалистов, институциональной и нормативно-законодательной баз. В частности, принято 3 указа Президента, 8 постановлений Совмина, готовится целый пакет документов по углеродному финансированию. К слову, что касается нормативно-законодательной базы, замминистра подчеркнул: в этом вопросе Беларусь – в первых рядах. «Мы уже готовы к проектам совместного осуществления, к концу года будем готовы к осуществлению механизмов добровольного сокращения, — отмечает он, — дорабатываются и до конца года будут внесены в правительство документы по торговле квотами». 

Кроме того, при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси планируется создать департамент по вопросам изменения климата, который бы осуществлял контроль за разработками проектов или программ под углеродное финансирование, а также за использованием средств углеродного финансирования. 

По словам Александра Апацкого, Беларусь продемонстрировала мировому сообществу твердое стремление участвовать в механизмах Киото, а также желание максимально их использовать. «И мы полны решимости, — говорит он, —  выполнить взятые на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов». Напомню, что наша страна была включена в приложение «Б» Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и получила конкретные количественные обязательства по сокращению выбросов на период с 2008-го по 2012 год (этот же документ позволяет использовать механизмы Киото, в частности торговлю квотами). Но теперь мы вынуждены ожидать ратификации этого документа как минимум 75 процентами сторон конвенции (около 130 государств). 

«Мы обратились по линии секретариата конвенции, МИДа, правительства, Минприроды к соответствующим международным организациям о поддержке Беларуси и ратификации поправки «В», — рассказывает замминистра. — Недавно пришло подтверждение из Узбекистана и Чехии. Мы считаем, что в первом полугодии ряд стран Восточной и Центральной Европы, азиатских, африканских, латиноамериканских государств должны завершить процедуру ратификации». 

Но этого недостаточно. Беларусь ставит перед собой задачу максимально ускорить этот процесс. «В ближайшее время, — сообщил собеседник, — в страну прибудут международные эксперты для проверки расчетов наших обязательств. Мы надеемся на их одобрение». Кроме того, делегация Беларуси рассчитывает обсудить этот вопрос на конференции в Бали. В планах делегатов – десятки встреч. «Мы распишем круглосуточный график по переговорам со сторонами конвенции по ратификации. Хотим продемонстрировать проделанную работу в Беларуси, — делится Александр Апацкий. — Планируем встретиться и с потенциальными инвесторами». 

Как уже говорилось, наша страна ежегодно может выставлять на рынок по 30—35 миллионов тонн углеродных единиц на протяжении 2008—2012  годов. Ранее даже озвучивалась возможная прибыль от продажи квот, которую Беларусь теоретически сможет привлечь в экономику страны в течение первого периода обязательств – это около 500—750 миллионов евро. Однако специалисты отдают отчет, что ратификация поправки может затянуться, тогда и с торговлей квотами в первый период обязательств Беларуси придется повременить. 

Говоря о причинах такой медлительности, Александр Апацкий высказывает убеждение: на процесс ратификации влияют экономические  вопросы. Так, по его словам, некоторые  страны боятся, что Беларусь сможет «разбалансировать» углеродный  рынок, поскольку все предыдущие подсчеты велись без учета белорусских единиц (напомню, страна в рекордные сроки вошла в приложение «В»). 

«Мы всех убедили, что без нас обойтись нельзя, — говорит замминистра. — Мы рано или поздно будем участвовать в экономических механизмах Киотского протокола. Лучше сейчас впустить нас на рынок, чем потом, когда мы можем сделать небольшой обвал по торговле квотами. Впрочем, в любом случае наши углеродные единицы никуда не пропадут. А во втором периоде обязательств (после 2012 года) будут еще дороже». Напомню, все средства, получаемые в рамках мероприятий Киотского протокола, планируется направить на его цели. В частности, на модернизацию предприятий промышленности, сельского хозяйства, жилищно-коммунального комплекса  и  энергетики. 

Ожидая ратификации, белорусы не намерены сидеть сложа руки. «Мы будем пока работать по другим механизмам Киотского протокола, — поясняет Александр Николаевич, — по проектам совместного осуществления, «зеленым инвестициям», а также добровольному сокращению выбросов». К слову, последний механизм – новый для Беларуси и являет собой возможность для стран, для которых углеродный рынок Киото пока закрыт, стать участниками другого рынка торговли квотами. «Добровольцы», помимо стабилизации климата и привлечения средств в бюджет от продажи сокращенных единиц СО2, преследуют и другие благие цели, а их проекты отличает социальная и экологическая значимость. 

Впрочем, проработка нового направления деятельности вовсе не означает, что белорусские экологи не верят в успех. «Венская конвенция о праве международных договоров, — отмечает начальник отдела государственного контроля за воздействием на климат Мин-природы Владимир Тарасенко, —  разрешает странам применять положения международного договора до его вступления в силу, если страны договорятся. Мы попробуем это обсудить в Бали». 

Справка «Р» 

В соответствии с Киотским протоколом в 2008—2012 годах Беларуси необходимо снизить совокупный уровень выбросов газов немногим более чем на 5 % по отношению к базовому году. За базовый взят 1990 год, когда промышленность страны выбрасывала в атмосферу до 120 миллионов тонн СО2. 

Специалисты говорят, что ограничения, которые накладывает Киотский протокол, ни в коей мере не станут тормозом для развития белорусской экономики: по их расчетам, вплоть до 2020 года верхняя планка выбросов СО2 не превысит 100 миллионов тонн.           В Беларуси по Киотскому протоколу уже разработаны порядка 90 проектов на сумму около 13 миллионов у.е. сокращений, есть 45 предпроектных предложений. Правительства и фирмы ряда стран, в числе которых Япония, Германия, Польша, Нидерланды, Канада и Турция вели переговоры с Беларусью по  вопросам  реализации экономических механизмов Киотского протокола (таких переговоров уже было около 40), и  подобные встречи с  Минприроды расписаны на ближайшие три месяца.

--------------------------------

На снимке: первый заместитель министра природы и охраны окружающей среды Александр АПАЦКИЙ.

Все статьи рубрики Природа и экология

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
25
29
Номер газеты: