Черные «буквы» на карте
В этом году в Беларуси зарегистрировано рекордно низкое количество торфяных пожаров
Такие пожары спасатели называют гиблыми и недолюбливают неспроста. Во-первых, очень опасно. Во-вторых, нестандартно – и каждый раз, как в первый. В-третьих, чревато осложнениями… В общем, наберется с десяток поводов, чтобы держаться как можно дальше от того места, где горит торфяное поле. Мы сделали наоборот — отправились в самый эпицентр пожара, в деревню Застровечье Клецкого района.
На прошлой неделе здесь убирали овес. На этой — собрали и упаковали в тюки солому. Но передохнуть сельчанам не удалось: рано утром во вторник здесь уже плавилась земля и по полю, как змеи, ползли клубы дыма. Тридцать соток площади, боковой ветер и обжигающее солнце – ссохшаяся стерня вспыхнула как порох. Огонь на глазах пожирает огромные участки земли и быстро приближается к лесополосе. Четыре автоцистерны, столько же тракторов местного СПК с прицепными бочками и двенадцать спасателей – так выглядит диспозиция на 6.40 утра. Начинаем!
До ближайшего водоема –
— Торфяные пожары, как и болезнь, вглубь лучше не загонять. Если огонь уйдет на полтора-два метра под землю — пиши пропало. Будешь сидеть неделю и не факт, что потушишь. Там, внизу, образуется огненный котел с очень высокой температурой горения, из которого на поверхность в любой момент может выскочить уголек. Представьте себе, даже зимой под снегом торфяник может тлеть, а весной «проснется» и выйдет наружу. Что и говорить, это очень коварные и трудоемкие по своей ликвидации пожары, — признается Николай Пуляк, заместитель начальника Клецкого РОЧС. – В середине 1990-х годов в этом урочище произошел именно такой случай: торф прогорел на два метра в глубину. Пришлось делать запруду на реке Лань и пускать сюда воду. А бывали случаи, когда под землю, в образовавшиеся пустоты, проваливались техника и люди… Никогда не знаешь, какой сюрприз преподнесет дымящийся торфяник.
Уже после часа тушения в воздухе стоит стена черного смога. Едкая торфяная пыль покрывает спецодежду, липнет к лицу и забивает легкие. Вкупе с оглушительной жарой все это больше напоминает классические сцены из Данте… Все окончилось в 11.30, когда вода «стерла» с поля последнюю змейку дыма. Счастливые, мокрые от пота и черные с головы до ног, мы возвращаемся в райотдел. Продолжительность тушения — около пяти часов. Расход — более 640 тысяч литров воды, которые превратили утреннее пожарище в заливной луг.
В Клецком районе таких «горячих точек» 26, в пересчете на гектары — порядка 4635. Можете представить?! Все они нанесены на оперативную карту и каждое утро осматриваются дежурными сотрудниками МЧС. Эффективность системы раннего обнаружения лесных и торфяных пожаров мы видели собственными глазами: не приедь сюда рано утром начальник караула, огонь успел бы сжечь все в радиусе нескольких гектаров и уйти глубоко под землю. Но, к счастью для всех, не ушел… Четвертый раз за это лето клецкие спасатели оказались быстрее и предусмотрительнее.
— Минская и Брестская области – традиционные лидеры по числу торфяных и лесных пожаров. И этот год не исключение. Разве что пропорции несколько изменились… Если в августе 2006-го мы имели уже 2000 возгораний на торфяниках общей площадью 472 гектара, то в этом месяце соответственно – 539 и 80. Снижение почти в четыре раза, – констатирует Виталий Новицкий, пресс-секретарь МЧС Беларуси. – Во многом это связано с неустойчивой погодой нынешним летом. А также с эффективным дежурством над торфяниками авиации «Беллесавиа»: по статистике, более 50 процентов всех пожаров выявляется с воздуха, причем на начальной стадии. Такой же принцип положен в основу ежедневных обходов-дежурств: увидел – сообщил — потушили.
На снимке: торфяные пожары, как и болезнь, вглубь лучше не загонять.
Все статьи рубрики Экстренный вызов
- Черные «буквы» на карте
В этом году в Беларуси зарегистрировано рекордно низкое количество торфяных пожаров - Жало из кокона
Детские сады Минска неожиданно привлекли рои диких ос. В ход против опасных насекомых идут дихлофосы, хлорка и пожарные рукава - Ночной дозор
За поздние посиделки в корчме жителей древних городов сажали в острог. А за поджоги — судили и отправляли на костер - Страна и мир: ЧП августа
Основные катастрофы и аварии уходящего месяца