Смертельный порог Катуни
Специалисты комментируют причины гибели белорусского туриста в Алтайском крае
Как уже сообщала «Р», в Алтайском крае в верховье реки Катунь погиб белорусский турист. Рафт – надувное судно — 44-летнего жителя Гродно Сергея Булака перевернулось на одном из порогов в Усть-Коксинском районе. Его тело нашли через
Пресс-служба МЧС края заявила, что погибший турист не зарегистрировался ни в их службе, ни в поисково-спасательном отряде, нарушив тем самым все правила проведения походов. Катунь – река с норовом. Здесь почти каждый год гибнут люди, пытающиеся ее покорить. Полагаться только на свои силы нельзя. В такие путешествия следует отправляться с надежным снаряжением, иметь при себе спутниковый телефон. Трагедии на Алтае случаются и с альпинистами, и туристами-пешеходниками. В нынешнем году смерть гродненчанина уже третья в крае.
— Группа, в которой был Булак, не была зарегистрирована у нас, — сказал корреспонденту «Р» начальник Управления по физической культуре Министерства спорта Беларуси Павел Непряхин. – Они отправились, так сказать, в «дикий» поход. Сложно судить о подготовке ее участников, но подобные путешествия всегда таят в себе опасность. Даже с опытными инструкторами нельзя быть полностью уверенными в безопасном прохождении маршрута. Не так давно на Эльбрусе погиб белорусский альпинист. А два года назад наши земляки совершали на Алтае пеший поход первой категории сложности. Решили покорить гору Белуху. И на них обрушился ледяной козырек. Четверо человек погибли. Тела двоих с помощью российских спасателей и нашего МИДа мы доставили на родину, еще двое остались лежать подо льдом.
Спортивный туризм, альпинизм, экстремальные виды отдыха – это не легкие прогулки под луной. В 1988 году я самолично повел велосипедный поход в Крым. И в пути чуть не разбилась участница. Честно признаюсь, сильно испугался. Ведь случись трагедия, я, как руководитель, нес бы ответственность, вплоть до уголовной. А какая ответственность у инструкторов и незарегистрированных и коммерческих групп теперь?
Сейчас запросто можно найти инструкторов по Интернету, объявлениям в газетах, через турфирмы и... получить ударную дозу адреналина. Хотя многие из путешественников и понятия не имеют, что их ждет на самом деле.
— Коммерциализация спортивно-оздоровительного туризма, альпинизма, других экстремальных видов спорта чревата опасностями, — сказал корреспонденту «Р» генеральный директор турклуба «Пилигрим» из Молодечно Сергей Белков. – Ведь на первый план выходит не подготовка туристов, а цена услуги. Заплатил деньги – и езжай, куда хочешь. Хорошо еще, хоть на Эверест не водят! Все правила – до лампочки. А согласно им существует квалификация походов. И если не прошел вторую категорию, то тебя нельзя ставить руководителем даже первой. Подобная практика позволяет туристам набираться опыта. Проводятся также тренировки, теоретические занятия, соревнования, где можно получить необходимые навыки. У нас в последние годы были путешествия и самой сложной пятой категории. Никаких эксцессов не было. В спортивном туризме на первом плане всегда стоит безопасность.
В Борисовском городском клубе практикуются экстремальные коммерческие походы. Однако его директор Александр Калачев заметил корреспонденту «Р», что не все могут в них отправиться. Нужна соответствующая подготовка.
В 2005 году проходила Эльбрусиада, в которой участвовали опытные альпинисты, в том числе и «снежные барсы» из многих стран Европы. Беларусь представляли и трое человек, покоривших через год Эверест. Но разыгралась непогода. Многих участников восхождения долго искали, не обошлось и без жертв. Земляки не пострадали. Помню, как возмущался председатель Белорусской федерации альпинизма Александр Годлевский тем, что главную вершину Кавказа штурмуют любители, заплатившие за это немалые деньги.
Конечно, Минспорта, Республиканскому спортивно-туристскому клубу, федерации альпинизма сложно отследить, когда и куда отправляются незарегистрированные и неподготовленные группы. Наверное, нужно ужесточить контроль, ввести лицензирование на деятельность инструкторов по туризму, альпинизму, другим экстремальным видам.
— А еще следует наладить подготовку опытных специалистов, — отметил Павел Непряхин. – Мы обучаем инструкторов в Белорусском государственном университете физкультуры. Правда, выпускаем немного – всего пять человек в год. Сейчас на базе института переподготовки кадров и повышения квалификации университета хотим организовать курсы, где бы инструкторы прошли обучение у опытных специалистов.