Гостевая виза. С правом на «обман»

Загадка Леры открылась тогда, когда даже границы не помешали ей обрести материнское счастье…
Мы читаем газеты. Смотрим телик. И знаем, какие страсти, человеческие драмы разыгрываются из-за детей. В том случае, когда их не могут поделить родители. После того, когда они остаются только родителями. А не мужем и женой. Когда начинается дележ имущества, машин, квартир, дач, денежных счетов. И детей. Если все это происходит на фоне взаимной ненависти, вдруг выскочившей, как черт из табакерки. Не дай, как говорится, Бог.
В газетах и даже по телевизору за такие трагедии переживать – еще куда ни шло. А вот если все это разбило на две части не чью-либо – твою жизнь? Или жизнь твоего друга, хорошей подруги…
Именно так, собственно, и было у моей знакомой. Правда, было не вчера. Но и сегодня, приезжая из своей далекой Скандинавии, Лера даже
в дружеской компании со страхом, кажется, ожидает вопроса о том, как ей удалось так чисто, изящно и бескровно вернуть, пусть и через год после развода с мужем, себе своего же сына. Вернуть из Минска за границу, где она уже к тому времени проживала. Как?
Я и сам поначалу не поверил в этот современный детектив. Со всеми присущими жанру перипетиями, порой на грани норм закона. Но жизнь иногда такие подбрасывает драматические хитросплетения, что ничего, собственно, и выдумывать не надо. Так она закручивает лихо свой сюжет! А основан он был на одном совсем, согласитесь, не бесспорном принципе, сформулированном кем-то из великих. Если не можешь убедить, надо ввести в заблуждение. Вот-вот, именно туда и повернул обстоятельства материнский инстинкт Леры. Не верите?..
Мы вместе учились на филфаке пединститута. Я сразу каким-то особым чутьем, которое присуще бывает только людям, умеющим присматриваться к себе подобным, выделил ее среди однокурсниц. Сдержанные манеры, совсем не по возрасту подчеркнутая самостоятельность, умение в свои 18 держать себя подобно английской королеве… Я знал ее подруг, мало, правда, на нее похожих, но друживших искренне и бескорыстно. Они все пять лет сидели вместе за партой, вместе же убегали с лекций, сдавали и проваливали экзамены. Но, по их же признанию, Лера так и оставалась загадкой.
На последнем курсе недавняя провинциалка подтвердила наши наблюдения. Она вышла замуж. За студента политехнического института. За мексиканца! Да еще какого! Пабло был потомком индейцев майя – создателей одной из древних цивилизаций. Правда, свою собственную цивилизацию в браке темнокожему брату подтвердить не удалось. Зато преуспевал он в другом. Подруги рассказывали, что Лерка жаловалась на жестокость экзотического мужа, на всяческие его колдовские штучки и даже приемы гипноза… После развода гордый Пабло-колдун улетел на родину, оставив «английскую королеву» из глубинки с чудной курчавой малышкой.
Прошло три года. В новый брак Лера бросилась как в омут с головой. Не уверен, что по любви, скорее, в отчаянии: трудно одной растить дочурку. А может, я и не прав, так как венцом союза стал симпатичный сынок, в котором не чаяли души и родители, и свекровь. Заметим лишь одно обстоятельство: второй муж оказался мягким, но безынициативным человеком, и Лере пришлось взвалить на себя всю ответственность, как это часто бывает в наших семьях, за благополучие гнезда. Но не суждено было сбыться простому семейному счастью. Почему? Сегодня Лера утверждает, что якобы вмешалась политика: развал Союза, талонная система, безработица, коммунальная квартира.
Словом, благодаря такому типичному набору причин разводов семья шла под откос, когда на горизонте снова появился потомок майя. Представьте себе – тот самый Пабло. Уж не знаю как, но ему удалось уговорить Леру бросить все и уехать к нему, в Норвегию, где устроена жизнь и карьера. Колдовское зелье на сей раз было заварено на приворот. Да так, что убитой бытом женщине это показалось очень своевременным выходом. Визы и билеты были уже на руках, но бывший недавно вторым мужем Виктор не дает разрешения на выезд общего сына. И, более того, прячет его у своей матери…
Тяжелое для безумно любящей обоих детей Леры было обретение уже потерянного счастья. Они уехали, оставив в неизвестности ребенка, и сердце матери целый год разрывалось от горя и безысходности. Впрочем, горя – да, а вот безысходности…
Не будь она Лерой, если бы все это время не вынашивала смелых планов по возвращению себе сына. Помогла и подруга по факультету, живущая в Киеве. Помогла очень хитро, изысканно. Что она сделала? Выслала Лере приглашение на нее и младшего сына, который жил у бабушки в Минске, но был вписан в паспорт матери. Все гениальное просто. Дальнейшее как раз и достойно лучших детективных романов. Приехав из Киева в Минск, Лера наняла крутых парней, и те почти без насилия выкрадывают мальчика у растерявшейся свекрови. В тот же день счастливая, но остерегающаяся преследования мать села в Клайпеде на паром, и помешать им уже ничего не могло…
Не рассчитывай на многое – не будешь разочарован, гласит очередное утверждение мудрецов. Собрав такими героическими усилиями под одной крышей своих детей, Лера прошла через еще одно жизненное испытание. Пабло снова потянуло на землю предков, а она с двумя малышами осталась в маленькой комнатушке. Бралась за любую работу – посудомойки, уборщицы. Снедала накатывающая волнами тоска по родине, маленькому уютному родительскому домику в деревне. Но страх за казавшийся ей незаконным вывоз ребенка оказался сильнее и рациональнее беспомощной ностальгии. И тогда она в очередной раз собрала в кулак все свои силы. Сказала себе: я выдержу все ради своих детей!..
Лера выучила в совершенстве язык страны пребывания, поступила там в университет, подтвердив диплом, полученный в Советском Союзе. Обрела профессию, которая кормит ее семью, построила в кредит красивое и комфортное жилище. И самое, пожалуй, главное — вырастила умных красивых детей!
С подругами она переписывается. И с теми, которые в Киеве, и с теми, которые в Минске. Последних очень любит подробно расспросить о белорусской столице, о том, как преобразились места их прежних девичьих встреч. Иногда приезжает сюда. Успешная, уверенная в себе женщина! Мои бывшие однокурсницы после таких посиделок отмечают многие перемены в манерах и чертах своей неизменной подруги. Но в каждый свой приезд она не умеет скрыть от них две женские тайны. Грустный, задумчивый и ностальгирующий взгляд… И полное категорическое нежелание обсуждать хоть малейшие подробности вокруг гостевой визы, которая дала ей единственную возможность честного материнского обмана…
“Tempora mutantur et nos mutantur in illis”. Что в переводе с латыни означает: времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Действительно, на каждой стадии нашего существования вкус к жизни соответствует возможностям человека. Но так ли меняют нас времена? Одна популярная полужелтая газета продолжает комячить скандал вокруг 6-летней дочери московского миллионера и «вдовы» известного некогда певца. Сам-то олигарх женат, но, надо полагать, жена его бесплодна, вот и забирает через суд у своей юной любовницы совместный, так сказать, плод любви. Я не собираюсь в этих заметках обсуждать, почему закон на этой стороне, а не на другой. Но позволительно ли вообще кому-нибудь из родителей вот так публично, с бесстыдными подробностями и интимными пикантностями мусолить тему в газетах?! К сожалению, это не первый и не последний подобный скандал, раздутый СМИ. Только вот газеты здесь, на мой взгляд, не при чем. Унижают, позорят и калечат своих детей горе-родители, озабоченные только чудовищным пиаром и удовлетворением извращенных временем амбиций.
Впрочем, это «забавы» для богатых. А у некоторых смертных бывает и так. Даже при полной поддержке семей государством, при порой даже кажущейся излишней опеке всевозможных органов и инстанций, находятся (и, увы, немало) женщины, бросающие своих детей. И при этом «кукушек» и их «птенцов» разделяют не государственные границы, а лишь стены, улицы, кварталы.
В этой связи, признаться, мне очень симпатичен и сам поступок моей давней однокурсницы, и ее уверенная, подчеркнутая независимость, с которой она свято, независимо от обстоятельств и вдали от первой родины выполняет свой материнский долг.