Кабаны-разбойники.
По земельному участку Иосифа Жуковского из деревни Заверье Браславского района будто бы прошла маршем рота солдат.
— Кабаны совсем обнаглели, — сетует он и показывает глубокие следы копыт. – 22 сотки картофеля уничтожили.
Специальная комиссия в составе представителей райисполкома, землепользователей и арендаторов охотничьих угодий на месте оценивает ущерб. Уничтоженный урожай, расходы на семена, удобрения тянут на два миллиона рублей…
Потравы сельхозкультур дикими кабанами – проблема номер один в сельском хозяйстве Браславского района. В 1995 году здесь был создан Национальный парк «Браславские озера». С тех пор клыкастые расплодились в невероятных количествах. По официальным данным Нацпарка, на 1000 га охотничьих угодий приходится 13,6 кабана (при норме 3,2). Всего более тысячи голов. Прожорливы до нахальства: едят картофель, кукурузу, пшеницу, овес, ячмень, даже лен… Секачу ежедневно надо примерно 30 килограммов корма.
У пенсионерки Терезы Жарковой та же беда. После визита лесных «разбойников» в земле пропало более 400 килограммов картофеля. Это 10—12 мешков, то есть годичный запас бульбы для семьи из 3—4 человек…
— Порохом эту заразу гнать надо, — гневается бывший охотник Даниил Волчек. – Другие средства не помогают. Когда приходит стадо из 40 голов, толку нет от пугал, колючей проволоки, жестянок. Даже изгороди высотой в метр дикам нипочем…
Но порохом нельзя. Пару лет назад «потрошители» огородов настолько достали местных жителей, что те попросили столичных гостей пальнуть из ружья. О факте узнала специальная инспекция Национального парка. Пришлось заплатить астрономический штраф – по 6 миллионов рублей за каждую кабанью голову.
Сельчане догадываются, кому в районе выгодно разводить кабанов. Пользователям охотугодий приятно удивлять иностранных гостей обилием зверья в здешних лесах. Чем больше кабанов, тем интереснее охота. И доходы от таких туров большие. Вот только у сельчан и сельхозорганизаций одни убытки. Нередки случаи отказа от возделывания земельных участков. Например, в Слободковском сельсовете ежегодно по этим причинам зарастает бурьяном до 50 га. Кому предъявлять претензии?
— Национальному парку «Браславские озера», — считает Петр Урбанович, заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Браславского райисполкома.
Он ссылается на Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденные 8 декабря 2005 года Указом Президента Республики Беларусь. Там сказано, что ущерб, причиненный в результате уничтожения или повреждения охотничьими животными сельскохозяйственных культур, возмещается пользователем охотничьих угодий. В данном случае – Национальным парком.
А ущерб немалый. В этом году в районную комиссию по потравам, которую возглавляет Петр Климентьевич, поступило около 80 сообщений от сельчан. Потравлено 22 га посевов. В сельхозорганизациях лесными «гостями» повреждено 6340 га: 3861 га зерновых и зернобобовых культур, 1435 га кукурузы, 130 га картофеля. Общий ущерб более двух миллиардов рублей. Эта сумма сравнима со стоимостью 24 новых тракторов МТЗ-1221. Подсчитав убытки, Петр Урбанович намерен обращаться в Высший хозяйственный суд Беларуси с иском к ГПУ Национальный парк «Браславские озера».
— Но что деньги? Не для того мы вели сев, чтобы потом покупать готовую продукцию, — говорит Петр Климентьевич. – Проблему эту следовало решить намного раньше. Райисполком обращался с конкретными предложениями в ряд министерств и ведомств, Витебский облисполком. Эффекта мало. Нам пишут: «Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты не могут иметь исключений для отдельно взятого района республики. Приходилось даже слышать упреки, что мы, дескать, на кабанов списываем недобор урожая. В этом году хозяйства района потеряли 4—5 центнеров с гектара зерновых. Вина тому – сухой июль и проливные дожди августа. Эти цифры мы открыто признаем.
Как можно повлиять на ситуацию? Предлагается резко сократить количество диких кабанов в районе (другие меры борьбы с потравами доказали свою неэффективность). По подсчетам Петра Урбановича, в 2006 году надо довести лимит добычи дикого кабана в охотугодиях района до 800 голов (в прошлом году, для сравнения, было добыто 486 голов). Для этого не обойтись без изменений в правила охоты. Требуется, в плане исключения, разрешить в районе охоту на диких кабанов во все дни недели, продлить сроки загонной охоты до
15 января 2007 года, а с 15 декабря по 15 января разрешить добычу диких кабанов с подхода. Логично и предложение — снизить стоимость охоты (сегодня охотничья лицензия стоит 620 тысяч рублей, путевка 11 тысяч).
Все эти предложения я озвучил Петру Ситникову, начальнику отдела охраны животного мира, водоемов и охотничьих хозяйств Национального парка «Браславские озера». Он согласен, что численность дикого кабана надо срочно сократить. Но подчеркивает:
— Сам по себе Национальный парк «Браславские озера» не может внести изменения в правила охоты. Да и не хватит у егерей возможности до конца года добыть 800 голов. Решения должны приниматься на высоком уровне. На мой взгляд, нужно срочно собрать комиссию из представителей Министерства лесного хозяйства, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси, Управления делами Президента Республики Беларусь. Сесть, обдумать и решить. Что касается судебных исков в нашу сторону, то мы все примем к рассмотрению. Надо еще доказать, были ли приняты землепользователем надлежащие меры для предотвращения потрав.
Компетентное мнение.
Владимир Тышкевич, заведующий сектором охотоведения и ресурсов охотничьей фауны Института зоологии Национальной академии наук Беларуси, кандидат биологических наук:
— Кабаны по своей природе почти безразличны к звукам. Секрет, как ни странно, в пятачке. Единственное, что может их отпугнуть (помимо ружья и огня) – это резкие запахи. В Польше, например, с нашествиями диких кабанов эффективно борются при помощи репеллентов «Стоп-кабан». Кстати, ситуация с потравами на Браславщине мне хорошо знакома. Во многом она обусловлена мелкоконтурностью полей (средний контур поля 4,5 га – Н.Г.). Считаю, что большую «лепту» в проблему вносят кабаны-эмигранты из Латвии и Литвы, где вдоль границы заброшены поля. Свиноматки из тамошних лесов начиная с мая приходят в Беларусь нагуливать жир и вскармливать потомство.