Поторгуемся .... в интересах государства, или Как Белорусская товарная биржа работает на экономику страны
Итак, в реальной экономике нашей республики появилась новая структура – товарная биржа. До сих пор представление о ней ассоциировалось у нас разве что благодаря некоторым зарубежным фильмам. Нам совершенно непонятной была суть биржевых торгов, мы невольно думали: к чему этот азарт, эта суета?
И тут же забывали увиденное, потому что все это происходило не в нашей жизни, не в нашей стране, а за тридевять земель.Но, как говорится, новые времена – новые песни.
1 июня 2005 года заявила о себе Белорусская универсальная товарная биржа. И хотя со дня ее рождения прошло не так и много времени, однако работает она весьма интенсивно, уже состоялось более 20 торгов. Словом, есть основание – и необходимость! – по первому опыту и результатам исследовать данную ситуацию. И главным образом, с точки зрения экономических интересов нашего государства. Это главная мотивация исследования, проведенного «Р». Еще один немаловажный момент.
По предварительной договоренности с руководством биржи автор изучал здесь ситуацию именно в тот день, когда проходили международные торги. Наши лесоматериалы покупали представители крупнейших фирм и предприятий России, Польши, Финляндии, Латвии.
То есть биржа уже работает на экспорт, что весьма примечательно. Однако все по порядку.
Штрихи к ее портрету
Белорусская универсальная товарная биржа (БУТБ) создана правительством по инициативе Президента Александра Лукашенко. На каких же принципах построена ее деятельность и каковы ее полномочия? Главные: общественная полезность и доверие; гласность и открытость биржевых торгов; гарантии прав участников биржевой торговли и другие. Ее нормативные документы разработаны в соответствии с законодательством Беларуси и правилами, утвержденными постановлением Совета Министров «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах» от 16 июня 2004 года. Правительство также утвердило перечень товаров, которые продаются на торговой площадке биржи. На сегодня это лесоматериалы, металло- и сельхозпродукция, а в перспективе — и нефтепродукция.
Цели, задачи и функции биржи? На первом месте – совершенствование механизма государственного регулирования в сфере внутренней и внешней торговли. Далее – развитие организованного оптового рынка товаров. Обеспечение равного доступа на рынок хозяйствующим субъектам, создание для них дополнительных экономических стимулов.
Биржа призвана формировать эффективный государственный контроль за условиями проведения торговых операций. Устанавливать единые правила импорта и экспорта товаров. Обеспечивать «прозрачность» торговых операций. Создавать здоровую конкуренцию и определять диапазон цен на товары, производимые в нашей республике и импортируемые. Сокращать проникновение на рынок нелегальных товаров, исключать бартер и ненужные посреднические звенья во внешнеторговых операциях. В соответствии с экономическими законами создавать наиболее благоприятные условия для заключения торговых сделок и предоставлять участникам торгов определенные гарантии по их исполнению.
Кто ею управляет
В правительстве республики создан координационный совет по вопросам организации биржевой торговли во главе с первым заместителем премьер-министра Владимиром Семашко. Председателем наблюдательного совета биржи избран министр торговли Беларуси Александр Иванков. Учредители-акционеры: Министерство экономики, концерн «Белресурсы», «Белторгинфосервис», «Белэксимгарант», ОАО «Беларусбанк».
Вполне логично и целесообразно, что председателем правления биржи стал Аркадий Саликов, ранее работавший заместителем председателя Комитета государственного контроля нашей республики. Там он курировал банковский сектор и внешнеэкономическую деятельность, так что к ответственным обязанностям приступил с хорошим багажом знаний, богатой практикой, что так необходимо в деятельности этой новой структуры на нашем рынке.
Первая позиция — береза, ель…
Как сказано выше, первой товарной позицией биржевых торгов стала древесина. Как часто мы повторяем: лес – наше богатство. Что ж, все верно, это бесценное национальное достояние, которое принадлежит всему народу. Помимо внутреннего потребления, Беларусь много древесины поставляет за рубеж. Нынче планируется экспортировать ее на 80 миллионов долларов. Сравним: в прошлом году эта цифра составляла около 62 миллионов долларов. Наша древесина идет на рынки примерно 20 зарубежных стран, и больше всего в Германию, Польшу, Россию, Финляндию, США. Перспективным видится рынок по древесине на Ближнем Востоке. Основные продавцы сейчас – «Беллесэкспорт» Министерства лесного хозяйства, «Беллесбумпромэкспорт» концерна «Беллесбумпром» и РУП «Белвнешторг-инвест».
На внутреннем рынке лесное хозяйство раньше продавало потребителям и переработчикам древесину «на корню». Представим себе следующую картину. Приезжает в лес, скажем, нечистый на руку купец забирать купленную березу или ель. Кто там точно мерил, какой объем: кубометр туда, кубометр сюда — обычное дело. А пересортица? Ведь сами лесники говорят, что второй сорт древесины от третьего отличить практически невозможно. Цена же разная.
2000 субъектов в лесу.
Зачем столько?
Короче, после развала СССР в нашем лесу управлялись кто во что горазд. Изворотливые дельцы, используя момент, держали карманы шире, имели от леса солидный навар. Государство теряло большие деньги.
Вот как анализировал такую ситуацию министр лесного хозяйства Беларуси Петр Семашко:
«Кто при прежней системе лесопользования вел лесозаготовки? На долю организаций лесного хозяйства приходилось только 52 процента общего объема лесозаготовок, 18 процентов выпадало на долю концерна «Беллесбумпром». Две тысячи субъектов, хозяйствующих в лесу, относились к так называемым прочим лесопользователям, они вели почти треть заготовок. Контроль за рациональным использованием древесины и ведение ими учета было невозможно обеспечить. Не секрет, что значительная часть древесины, как правило, перепродавалась через посредников». («Р» 29.07.2005 г.)
Можно представить себе эту «часть» и вырученные за нее деньги при огромных объемах лесозаготовок в нашей республике.
Сломать эту ситуацию очень непросто. Такое возможно, лишь когда процедура продажи древесины станет прозрачной, чтобы свести к минимуму различные злоупотребления. Эту задачу должно решить Министерство лесного хозяйства совместно с товарной биржей.
Очный поединок и прозрачность сделок
Беседую с Аркадием Саликовым.
— Чем востребован в нашей экономике биржевой механизм? Как мы знаем, сегодня большое количество сделок совершается или по конкурсу, или по тендеру. Процедура довольно сложная, и каждый справляется с ней по-своему. Однако нет стопроцентной гарантии, что сделка будет прозрачной. Чтобы было видно, по какой цене, кто, кому и сколько продал, скажем, той же древесины, и существует механизм биржи. Именно так мы и провели первые торги по заключению сделок по продаже нашей древесины на экспорт.
— В чем же преимущества такой торговли?
— Я бы назвал три главных. Первое – создание конкурентной среды в очном поединке. По сути, на виду участников торгов идет соревнование. Продавец заявляет на древесину свою цену, покупатель ведет торг. Если есть несколько желающих купить, цена лота растет. То есть для продавца такой вариант наиболее выгоден: когда есть спрос на твою продукцию, то в очном соревновании выявляется победитель. Таким образом, ты можешь на более выгодных условиях продать свою, скажем, березу или ель.
Второе – сделка совершенно прозрачная. Продавец сам не определяет, кому продать свой товар, он лишь выставляет на биржу заявку на продажу. И покупатель также дает заявку. Кто называет более приемлемую цену, тот и выигрывает право на заключение контракта.
Хочу подчеркнуть следующий очень важный момент. Во время биржевых торгов прямые контакты между продавцами и покупателями практически исключены. Мы пытаемся минимизировать также возможности сговора покупателей. Между собой и с продавцами.
Третье: мы объединили на одних торгах ресурс всех наших экспортеров, что исключительно актуально. Ведь все они предприятия государственные, продают лесные ресурсы, принадлежащие не какому-то частному лицу, а республике. Раньше так было? Покупатель приезжал к одному экспортеру, к другому, а к третьему мог и не приехать. Потому что этот третий продавал, скажем, всего каких-то 10 тысяч кубометров, очень малый объем, не представляющий никакого интереса. Мы же на бирже фактически свели весь государственный ресурс леса в одном месте. Значит, и крупный покупатель пошел к нам. Устранили ценовой дисбаланс. Но не все проблемы еще, конечно, решены.
Интерес Калининградского региона
Прервем пока нашу беседу с Аркадием Саликовым. Будем объективными: нам важно мнение не только организаторов биржевой торговли в лице руководства, но и самих покупателей. Как они воспринимают и принимают новые условия продажи белорусского леса?
Вадим Харитонов, управляющий компанией «Неманский целлюлозно-бумажный комбинат (Калининградская область)»:
— Мы участвуем уже в третьих торгах на белорусской бирже по продаже еловых балансов. Ваша республика – один из главных поставщиков этой продукции, покупаем ее постоянно. Условия продажи изменились, я бы даже сказал, что биржевая торговля балансовой древесиной – нововведение. Приходится «осваивать» их на белорусской бирже.
Здесь все хорошо организовано, торги ведутся достаточно грамотно, лично у меня нет никаких претензий. Сегодня нам не удалось заключить сделку, поскольку продавец не готов подтвердить снижение цены на еловые балансы. Ну и что же? Это обычная рабочая ситуация. В следующий раз постараемся не упустить лот. Несомненно одно: Калининградский регион хочет и будет работать с Беларусью по еловым балансам, биржевой способ продажи леса нас вполне устраивает.
Биржа определяет рыночную цену
Войтех Маевски (г. Граево, Подлясское воеводство, Польша):
— Я покупаю в Беларуси сосновые балансы для крупной польской фирмы, которая производит ДСП и бумагу. Только для ДСП она потребляет ежедневно 4—5 тысяч кубометров технического сырья. Раньше мы имели связи с вашим «Беллесэкспортом»: в месяц покупали около 10 тысяч кубометров древесины. Сейчас перешли на покупку через биржу, я был здесь участником всех торгов. И скажу: это очень хорошее дело, ибо биржа определяет рыночную цену.
Белорусская биржа работает по рыночным ценам, они на тот сортимент, который мы покупаем, приблизительно такие же, как и в Польше. Я сам лесник, часто беседую с бе-лорусскими коллегами. И что же
узнаю? У вас в торговле лесом много посредников, и каждый хочет что-то иметь. Поэтому биржа должна упорядочить этот процесс. К ее работе здесь подходят серьезно, торги организуются очень хорошо. Словом, биржа должна существовать и всячески способствовать дальнейшему развитию торговли между нашими странами-соседями.